О психологических моментах стоматологического приема

Я часто беседую с родителями, которые собираются привести на прием ребенка (например, с 3 до 4 лет или чуть раньше, который еще не посещал стоматолога). Очень хорошо, если мама или папа подготовят своего мальчика или девочку сами. Это примерно так:

«Мы завтра пойдем в гости к доктору, который проверит: все ли выросли у тебя зубки, белые ли они, вдруг там есть зубки, которые ты не очень хорошо почистил. И хорошо ли работает твой язычок, длинный ли он или маленький, крепкие ли зубки или не очень».

Этого достаточно, ничего лишнего говорить не надо.
Если мама говорит ребенку, ведя его на прием к стоматологу: «Не бойся, там ничего тебе делать не будут», – эта фраза действует на детей с точностью до наоборот. Во-первых, у него сразу «щелкает» в голове, если мама предупреждает «не бойся», нужно обязательно чего-то остерегаться. Во-вторых, делать мы обязательно что-то будем, хотя бы проведем осмотр, если ребенок позволит. Не все же время мы будем только разговаривать. И еще у детей могут быть старшие братья, сестры, друзья, которые когда-то, к сожалению, могли иметь негативный опыт посещения стоматолога. И узнав, что младшего собрата собираются показать «страшному зубному доктору», начинают пугать «сверлилками, уколами, щипцами» и т. д. Переубедить детей, которых напугали, бывает очень сложно. Они, еще не познакомившись со своим стоматологом, уже в дикой панике его боятся. Что делать, приходится работать с разными детьми, настроенными как позитивно, так и негативно, и наша задача – найти к каждому маленькому пациенту правильный подход.

Дети очень любопытны, они интересуются всем, что происходит вокруг. В работе с ними обязательно нужно объяснять каждый свой шаг и последовательность процедур, чтобы ребенок понимал, что ему будут делать, и не волновался. Учитывая поведение ребенка, а также рекомендации родителей, говорить с ним построже или помягче, изменять тон и громкость голоса, понимать, как лучше его отвлечь. Можно разрешать ему подержать за руку врача, будто помогая, использовать уменьшительно-ласкательные слова, подбадривать и хвалить ребенка.
Нужно отвечать на вопросы ребенка и задавать свои, переключать его внимание на интересные предметы в кабинете (игрушки, картинки) и работать по принципу «Рассказывать. Показывать. Делать».
Конечно же, ребенок не поймет описание действий и то, какие инструменты ему показывает доктор, для чего они нужны, если это рассказывать «взрослым» языком.
У детского стоматолога для этого существует свой интересный словарь.

  1.  Бормашина – зубная щетка с маленькой щеточкой, похожая на электрическую, которая умеет чистить даже самые труднодоступные места.
  2.  Бормашина (которая сверлит) – зубная щеточка, которая водичкой моет в зубе дырочки, чтобы зуб был чистый.
  3.  Анестезия (укол) – сонная водичка, которой поливают около зубика, чтобы он уснул, чтобы он не слышал, как его будут мыть и чистить от микробов (червячков, которые летом залезли в зубик). А еще вместе с зубом уснет десенка, щечка и губка, а когда малыш придет домой, они проснутся. Еще «анестезия» может быть «прививочкой» (для более старших детей), для того чтобы от дырочки в зубе не заражались другие зубки.
  4.  Большой валик (который используется для изоляции зуба от языка и щеки) –ваточка, которая вытирает зубик, чтобы на него не полилась слюна.
  5.  Гель для пломбы – кислый яблочный джем от микробов.
  6.  Аппликатор для адгезива (клеящий материал для пломбы) – кисточка, которая подметает зубик, чтобы не осталось хвостиков от микробов-червячков.
  7.  Пломба – крышечка, которая приклеивается на зубик, чтобы в него не залезли больше никакие червячки-микробы.
  8.  Камень для шливофки/полировки пломбы – это морской камушек, который гладит зубик, чтобы он тебе не мешал
  9.  Резиновый полировочный бор – это резиновый мячик, который катается по зубу и делает его гладким, как лед.

Доктор описывает все свои движения очень подробно, потому что дети не спускают с него глаз. Если вдруг возникнет малейшее подозрение, что ему что-то недоговаривают, сразу же начинает капризничать, паниковать и плакать.

Фантазия детского стоматолога не имеет границ, и у всех детских докторов свои истории и свои термины. Дети всегда внимательно слушают доктора и его «сказки». Маленьких, как, впрочем, и больших детей нужно всегда хвалить, у девочек отметить красивые платье, сережки или заколочки на волосах, мальчикам пожать руку и, например, сказать: «Какая крепкая у тебя рука, мне так не сжать, настоящий мужчина». Обязательно похвалить и поощрить ребенка после лечения. А если удалили шатающийся молочный зубик, отдать его с собой в мешочке и сказать, что ночью прилетит зубная фея и положит под подушку подарок, многозначительно посмотрев в этот момент на родителей. Родители поймут этот намек.

К ребенку любого возраста нужен свой психологический подход, и я обязательно буду уделять этому внимания в следующих главах, т. к. считаю это не менее важным, чем лечение.